Борисоглебск Пятница, 26 апреля

Храмы Борисоглебской епархии: Знаменский собор Борисоглебска

«Блокнот Борисоглебск» и Борисоглебская епархия продолжают цикл исторических публикаций

И сегодня, в продолжение серии статей под общим названием «Святые Борисоглебской епархии», которую мы начали вчера материалом о Преподобномученице Пелагии, предлагаем вашему вниманию первый большой материал из серии «Храмы Борисоглебской епархии», посвященный истории Знаменского собора Борисоглебска.

Знаменский собор Борисоглебска

Знаменский собор Борисоглебска является одним из старейших и интереснейших духовных и архитектурных памятников города.

В старинных документах Знаменская церковь не числилась среди городских храмов, но являлась церковью пригородной Станичной Слободы г. Борисоглебска.

В 1860 г. государственные крестьяне пригородных Слобод Станичной и Приворотной обратились в Тамбовскую Духовную Консисторию и Тамбовскую Палату Государственных Имуществ с ходатайством о постройке в их Слободе каменной церкви. Они писали: «…будучи прихожанами, имеющихся только в г. Борисоглебске двух церквей, лишаются возможности в праздничные дни слушать Богослужения по тесноте в этих церквах от жителей города, находясь постоянно вне церкви…» (Дело о строительстве церкви в Станичной Слободе г. Борисоглебска. 1860 г. ГАТО. Ф.181, оп. 1, д. 1402, Л. 82, 82 об.).

Вследствие чего крестьяне просят разрешения на постройку собственного храма в их слободе и обещают изыскать для этого необходимые средства.

Со стороны духовных и светских властей разрешение на строительство храма было получено, но изначально его постройка планировалась «… против городского тюремного замка..» ( Там же. Л. 83 об.).

Каменный храм должен был быть двухпрестольным – центральный престол – в честь иконы Божией Матери «Знамение» и придел во имя святого Алексия человека Божия. Но после объединения Станичной и Приворотной Слобод место постройки церкви было изменено и ее строительство было начато на земле государственных крестьян Станичной Слободы, которые выделили для этого 33 десятины собственной земли.

Важнейшим фактом начальной истории Знаменского храма является тот факт, что благословение на его строительство было получено от знаменитого архипастыря, авторитетнейшего учителя духовной жизни, великого подвижника – святителя Феофана Вышенского Затворника. В бытность его епископом Тамбовским и Шацким (1859-1863). Вероятно, это и обусловило такую долгую и благословенную жизнь Знаменского храма.

Ходатайство крестьян о строительстве церкви совпало с тяжелым временем в жизни г. Борисоглебска. Летом 1860 г. после страшной засухи в Тамбовской губернии вспыхнули пожары, 4 пожара уничтожили более половины г. Борисоглебска.

Святитель Феофан, сострадая народному горю, пишет 9 утешительных и назидательных слов к своей страждущей пастве. Он лично объезжает постигнутые бедствием города и веси епархии. Побывал святитель и в нашем городе. Обращаясь к жителям г. Борисоглебска, он говорил: « Если может утешить вас сострадание, - всею душою состражду вам, и сидетельствую, что искренно состраждут вам все, до кого доходит весть о постигшем вас бедствии. Если может низводить утешение молитва, то молился и молюсь моею грешною молитвою, да Бог всякой утехи, Отец щедрот, Сам изольет утешение в сердца ваши…» («Жизнь и учение святителя Феофана Затворника» П.А.Смирнов. Москва. 2008 г. стр.92).

Доброе и своевременное утешение принесло страждущему народу архипастырское благословение и молитва.

Строительство Знаменского храма в Станичной Слободе было начато в 1862 г. и завершено в 1867 г. Новый храм стал трехпрестольным: кроме центрального в честь иконы Божией Матери «Знамение», южный придел был освящен в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, а северный – в честь Казанской иконы Божией Матери.

По благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия (Шаповаленко) (1863-1873) в 1869 г. храм был торжественно освящен к радости его прихожан. Началась долгая духовная жизнь новой церкви.

В приходе числилось 1576 душ мужского пола, храм был отнесен к III классу.
История сохранила для нас имена первых священнослужителей и клириков нашего храма. В ходатайстве на строительство церкви крестьяне убедительно просили в качестве священника дать им диакона Казанской церкви города, отца Филиппа Николаевского, отличающегося, по их словам, высокой духовной жизнью, смирением и служебным прилежанием. Их просьба была удовлетворена. Таким образом, отец Филипп Николаевский в 1862 г. стал первым священником еще строящегося Знаменского храма. Сослужили ему: диакон Феодор Касовский, псаломщик Иван Левицкий, пономарь Иван Пертов.

Учредителями храма в Станичной Слободе были: Даниил Климов, Яков Юрин, Алексей Рябушкин, Никифор Стерлигов, Казьма Ловягин, Илья Акулов, Тихон Шачин и др. В архивном деле, относящемуся к 1861 г., упоминается свыше 70 имен и фамилий прихожан и учредителей храма. Многие из них мы и сегодня можем слышать в нашем приходе. Есть среди них и фамилия Рябушкин.

Знаменский храм примечателен еще и тем, что в росписи его стен принимал участие житель Станичной Слободы Петр Рябушкин – художник-иконописец, отец будущего знаменитого русского живописца Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904).

Еще, будучи ребенком, Андрей Рябушкин пел в церковном хоре «превосходным дисконтом». Он учился в церковно-приходской школе при Знаменском храме, о чем свидетельствует, расположенная ныне на здании школы, мемориальная доска.
Здание церковно-приходской школы при храме было построено в 1894 г. старанием и тщанием второго настоятеля храма протоиерея Александра Васильевича Троицкого, который пожертвовал для этого свыше 900 руб. из собственных средств. Протоиерей Александр отдал храму более 40 лет своего пастырского служения и сделал очень много для церкви и созидания душ своих прихожан, за что удостоился многих церковных и государственных наград.

В дни прославления в Лике Святых святителя Питирима Тамбовского в 1914 г. инициатором и организатором крестного хода из г. Борисоглебска в г. Тамбов к мощам святителя Питирима стал священник Знаменского храма Станичной Слободы о. Николай Соколов, который и возглавил этот торжественный крестный ход. Событие прославления святителя Питирима в лике святых и крестный ход из г. Борисоглебска были широко освещены в Тамбовских епархиальных ведомостях (Тамбовские епархиальные ведомости № 36 1914 г.).

За всю 150-летнию историю храма, многие поколения священнослужителей и прихожан молились под его сводами, собирая в житницы своей души семена истинной Веры и любви к Богу. За это время немало тяжелых испытаний выпало на долю нашего народа и государства, но милостью Божией, по молитвам святителя Феофана, храм был храним от разрушения.

В годы безбожного лихолетья из 13 городских церквей он остался единственным действующим храмом. Ища духовного утешения и помощи, под его кров стекались верующие не только нашего города, но и окрестных сел и деревень. Спасая иконы из закрытых и разграбленных церквей, люди приносили их в Знаменский храм. Здесь нашли свое духовное пристанище насельницы многих закрытых и разоренных женских монастырей Тамбовской, Воронежской и других областей страны. В годину тяжелых испытаний монашествующие принесли с собой особый дух любви к Богу и стояния за веру и тем самым помогли многим малодушным и колеблющимся не сойти с истинного пути в эти тяжелые годы. Знаменский храм в это время был для людей поистине духовным оазисом и кораблем спасения.

Однако годы репрессий в отношении Церкви, не обошли стороной наш город и Знаменский храм. Были арестованы и расстреляны священники храма Иоанн Рудчик и Николай Шиловский.

Протоиерей Николай Павлович Шиловский был арестован 26 августа 1937 г. и по приговору Тройки НКВД 5 сентября 1937 г. расстрелян в г. Борисоглебске. Отвергнув все выдвигаемые против него ложные обвинения, отец Николай остался верным Богу и Церкви. Реабилитирован 20 июля 1989 г.

Чудом осталась невредимой его семья. Спасая ее, протоиерей Николай сказал, что одинок. Дети, внуки и правнуки священника пошли по его стопам. Сын Николай, будучи священником и овдовев, 25 ноября 1943 г. принял монашеский постриг с именем Арсений. В 1944 г. он был возведен в сан архимандрита, а в 1946 г. назначен к Свято-Николаевскому приходу г. Вены (Венская и Австрийская епархия). Многие годы отдав самоотверженному служению Церкви, архимандрит Арсений (Шиловский) скончался 26 сентября 1969 г. и похоронен на центральном кладбище Вены.

Его сын Виктор также стал священником. Много лет он отдал служению в православном Венском кафедральном соборе свт. Николая, будучи уставщиком и ключарем собора. Митрофорный протоиерей Виктор Николаевич Шиловский отошел ко Господу 26 октября 1998 г. и похоронен в Вене рядом с отцом.

Ныне правнук отца Николая – отец Виктор Шиловский является протодиаконом Венского кафедрального собора, секретарем Венской епархии и солистом Венской оперы. В сентябре 2007 г. о. Виктор приезжал в наш город, посещал Знаменский храм и места, связанные с памятью своего прадеда, он передал нам его фотографию, и оставил в своем сердце добрые воспоминания о людях так радушно его принявших на русской земле.
30 сентября 1937 г. была арестована бывшая благочинная Таволжанского женского монастыря (Новохоперский район) монахиня София (Сомова), которая после закрытия монастыря являлась прихожанкой Знаменского храма, читала и пела на клиросе. По ложному, сфабрикованному обвинению матушка София (в миру Сомова Елена Константиновна 1872 г.р.)16 октября 1937 г. была расстреляна в окрестностях г. Борисоглебска.

В годы репрессий пострадал и сам храм. В ходе государственной программы по изъятию церковных ценностей, церковь лишилась церковной утвари и других святынь. В конце 20-х годов храм лишился большинства колоколов. У храма было отобрано здание церковно-приходской школы. В 1939 г. Горсоветом ставился вопрос о закрытии Знаменского храма – единственной, оставшийся в городе церкви. Но окончательное решение затянулось, началась Великая Отечественная война и этот вопрос более не поднимался. С 1939 по 5 февраля 1942 г. богослужения в храме не проводились.

В 1942 г. в Станичной Слободе города располагалась тыловая воинская часть с лошадьми, овсом для которых засыпали более половины Знаменского храма. После передислокации этого воинского подразделения под Воронеж службы в храме были возобновлены. Этот период был единственным в истории храма временем, когда в нем не было богослужений за всю его 150-летнию историю.

Годы войны связаны с еще одним событием в истории Знаменского храма. В фондах городского историко-художественного музея хранится номер газеты «Борисоглебская правда» от 16 июня 1944 г., на передовой странице которой помещен текст телеграммы: «Настоятелю Знаменской церкви г. Борисоглебска протоиерею Щепотьеву, ктитору – председателю Давыдову. Прошу передать верующим и духовенству Знаменской церкви г. Борисоглебска, собравшим 263 500 рублей на танковую колонну и 48700 рублей в фонд помощи семьям фронтовиков, мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин» (фото в галерее внизу статьи).

Таким образом, глава государства от своего имени благодарил причт и верующих церкви за посильное участие в сборе средств на танковую колонну «Дмитрий Донской» и в фонд помощи семьям фронтовиков.

По воспоминаниям прихожан эта телеграмма была зачитана в храме, а затем прикреплена на его воротах.

Несмотря на тяготы и лишения, связанные с войной, наш город и верующие активно откликнулись на призыв Церкви и государства о помощи в годы страшной угрозы, нависшей над нашим Отечеством.

В послевоенные годы настоятелем Знаменского храма был протоиерей Михаил Алексеевич Морозов, запомнившийся прихожанам как прекрасный проповедник. По ложному обвинению священник был арестован. В 1950 г. его сменил протоиерей Андрей Маркович Учамприн, занимавший, кроме того, должность благочинного Борисоглебского церковного округа. Свой духовный путь отец Андрей начал еще до 1917 г., в 1935 г. был арестован и провел в заключении 10 лет, но несмотря ни на что вернулся к служению Богу и Церкви. За свою многолетнюю службу митрофорный протоиерей Андрей Учамприн снискал заслуженное уважение и любовь своих прихожан. В их памяти он и поныне остался добрым, скромным и отзывчивым пастырем, человеком глубокой Веры и открытой любви к Богу. Именно этой любовью он согревал своих пасомых в непростые послевоенные годы.

Вместе с отцом Андреем в храме служили: протоиерей Илья Никитович Демьянов, протоиерей Сергей Александрович Пересветов, священники Николай Николаевич Часовников и Андриан Петрович Шмыгирев, диакон (впоследствии иеромонах Павел (Ледовских).

В годы гонений на Церковь эти люди также подверглись репрессиям со стороны государства, были осуждены за мнимую контрреволюционную деятельность и провели долгие годы в заключении. Но ни что не смогло поколебать их веры, они до конца своих дней остались верны Церкви Христовой.

В 1961 г. священником Знаменского храма стал иерей Стефан Домусчи. Он прибыл в наш город после окончания Одесской духовной семинарии и Московской Духовной Академии и остался здесь навсегда. В 1968 г. отец Стефан стал настоятелем Знаменского храма, сменив на этом посту престарелого протоиерея Андрея Учамприна.

Заложенные еще в юности любовь к Богу и живописи, как форме прославления Творца, стали главными в жизни отца Стефана. Его становления как священника и живописца связано с г. Борисоглебском и Знаменским храмом, которому он отдал многие годы своей жизни.

В 1988 г. отец Стефан Домусчи был назначен благочинным Борисоглебского церковного округа, с его именем связано и начало возрождения из руин храма во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба – старейшего храма нашего города.
Почетный гражданин Борисоглебского городского округа, заслуженный художник России, лауреат нескольких государственных и профессиональных премий, живописные полотна которого экспонировались во многих выставочных залах нашей страны и за рубежом, но прежде всего, ревностный пастырь Божий, отец Стефан Домусчи и поныне возносит свои молитвы в стенах Знаменского собора, являясь его почтенным настоятелем.

На протяжении 150 лет Знаменский храм был и остается святыней и тихим пристанищем для многих поколений верующих людей. Взору каждого входящего в него, предстает величественный иконостас. Он и поныне поражает своей величавой духовной красотой, настраивая людей на молитвенное общение с Богом.

Со времени строительства храма, это его второй иконостас. Первый, вероятно, был более скромным, он со временем обветшал и был заменен нынешним. Сегодня начата реставрация уникального иконостаса Знаменского кафедрального собора (бывшей Знаменской церкви). Специалисты обнаружили более 200 утрат деревянной резьбы, которая уже частично восстановлена. Продолжается реставрация икон иконостаса.

Во время реставрационных работ на оборотной стороне одной из деталей была обнаружена надпись, сделанная простым карандашом (орфография сохранена) « Работа производилась этого иконостаса в 1905 г. подрядчиком Григорий Трофимов г-н Любивин В этот год продолжалась война с Японией начата в 1904 г. 27 янв. Происходили везде безпорядки и смуты в России. Стояла летом жара, дождей не было».

Это письмо из прошлого оставил нам неизвестный создатель иконостаса, а может быть и сам подрядчик Григорий Трофимович Любивин, но теперь мы знаем, что этот иконостас, как и пристенные киоты храма, были созданы в 1905 г. Резьба выполнена мастерами из Москвы и Санкт-Петербурга. Иконы писались в Санкт-Петербурге в академическом стиле.

Почитаемые святыни собора — это икона Оптинских старцев с частичками мощей. Сугубо почитается образ Божией Матери "Достойно есть", подаренный ко дню Великого освящения собора митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием. С 2020 года храм обрел особую святыню, переданную в дар главой Воронежской митрополии митроролитом Сергием икону Святителя Спиридона Тримифунтского с башмачком.

Святыней Знаменского собора является икона Божией Матери «Отрада» или Утешение». Икона написана в 1879 г. на Святой Горе Афон уроженцем г. Борисоглебска иеромонахом Серафимом (Титовым) и пожертвована в Таволжанский женский монастырь Новохоперского уезда. О времени написания иконы и ее авторе свидетельствует надпись на оборотной стороне: « Писана и освящена на Святой Горе Афон в келии Благовещения Пресвятой Богородицы иеромонахом Серафимом Титовым 5 августа 1879 г.»

С 1881 по 1929 г.г. этот образ находился в монастыре, где икона прославилась чудотворениями по молитвам перед ней. После закрытия обители в 1929 г. монахини, спасая чудотворную икону от поругания, перенесли ее в храм с. Средний Карачан. Здесь образ находился до 1943 г., когда был перенесен в Знаменский храм г. Борисоглебска схиигуменией Таволжанского монастыря Аполлинарией и насельницами обители. С тех пор этот дивный образ пребывает в нашем храме, на родине своего создателя. Перед этой иконой до конца своих дней молились бывшие насельницы Таволжанского и многих других закрытых монастырей.

И ныне под кров Божией Матери прибегают многие верующие, молясь перед этим чудотворный образом и наша Небесная Заступница не оставляет нас своею милостию.

Наши храмы, как и весь народ Божий, многое претерпели на своем веку. Как свидетели истории они многое могли бы нам поведать…

Сегодня мы по крупицам восстанавливаем ранее неизвестные факты нашей духовной истории. Это необходимо чтобы сделать правильные выводы и не повторить былых ошибок. Во все времена и века несмотря ни на что русские храмы оставались спасительными кораблями, оплотами Веры для обуреваемого житейскими бурями народа.

Таким был, и остается хранимый Богом Знаменский храм Станичной Слободы г. Борисоглебска, который сегодня является кафедральным соборным храмом Борисоглебской епархии.

Подготовлено пресс-службой

Борисоглебской епархии

Новости на Блoкнoт-Борисоглебск
2
0