Борисоглебск Четверг, 25 апреля

Храмы Борисоглебской епархии: от Соборной до Старособорной

Храмы Борисоглебской епархии: от Соборной до Старособорной

«Блокнот Борисоглебск» и Борисоглебская епархия продолжают цикл исторических публикаций

Мы уже рассказывали о Церкви Бориса и Глеба в нашей предыдущей публикации о храмах Борисоглебской епархии. А сегодня хотели бы поделиться с вами очень интересной статьей, посвященной тому же храму и другим церквям города Борисоглебска в их исторической связи со становлением города на слиянии Вороны и Хопра. Эту статью в 2018 году написала Людмила Новикова, а Борисоглебская епархия любезно нам о ней напомнила.

Главный редактор

«Блокнот Борисоглебск»

Вячеслав Владимиров

 

ВО ИМЯ СВЯТЫХ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА: ГОРОД И ЦЕРКОВЬ

Хранить и оберегать

Город Борисоглебск расположен в самом сердце России.

Может быть поэтому он сподобился носить имена первых русских святых - родных братьев князей Бориса и Глеба. Их подвиг показал всему русскому народу силу православия в его высокой духовности, чистоте, братской любви. Борис и Глеб были канонизированы как князья-страстотерпцы и до сих пор, обращаясь к ним, люди просят мира и хорошего урожая, крепких семейных уз и дарования всепрощающей любви к родным и близким.

Город не сразу назвали Борисоглебском. Он был построен как «Павловск» в 1698 году благодаря великому преобразователю России Петру I для защиты своего окраинного населения против кочевников и русских беглецов-удальцов, а также с целью хозяйственного освоения местности. Историк Георгий Иванович Перетяткович в своей книге «Поволжье в ХVII и начале ХVIII века (Очерки из истории колонизации края)» (1882г.) писал, что в 1698 году «… решилось выстроить на реках Медведице и Хопре по одному городу: на первой построен был Петровск, а на второй Павловск», или как иначе писали «город Павловской на Хопре».

Эти сведения в виде выписок из подлинных документов, хранившихся в то время в Московском архиве министерства юстиции (ныне Российском государственном архиве древних актов), Г.И.Перетяткович получил от начальника 3-го отделения вышеупомянутого архива - выдающегося русского архивиста второй половины XIX века Василия Ивановича Холмогорова.

Эти же сведения В.И.Холмогоров передал также в Тамбовскую ученую архивную комиссию. Они легли в основу доклада председателя комиссии Ивана Ивановича Дубасова «К истории города Борисоглебска» (1891г.). Однако, заявив, что «в 1698 году выстроен был, по царскому указу, г. Борисоглебск с двумя слободами: Станичной и Солдатской», И.И.Дубасов на этот источник не сослался. А вскоре бумаги В.И.Холмогорова были затеряны (или забыты) и через некоторое время опять возник вопрос о дате построения Борисоглебска.

Споры велись почти сто лет. Было множество версий, самая древняя из которых указывает на времена царствования Бориса Годунова. Конечно, престижно быть древним городом и, посматривая с высоты лет на своих братьев меньших, отмечать первым юбилейные даты, как это было 30 декабря 1945 года, когда в Борисоглебске праздновали 300-летие его основания. После войны людям хотелось мира и счастья, и пусть они праздновали ошибочно, но понять их было можно.

Лишь в 90-е годы XX столетия была поставлена точка в споре о дате основания города. Борисоглебский историк-краевед Владимир Васильевич Самошкин в Российском государственном архиве древних актов обнаружил приказ-инструкцию настоятелю Борисоглебской соборной церкви Даниилу Никифорову о порядке взимания пошлин с подчиненных ему часовен и церквей города Борисоглебска и Борисоглебского уезда. Документ, составленный в Москве 20 сентября 1705 года, указывает время построения Борисоглебска в промежуток с 11 сентября 1697 года по 10 сентября 1698 года. Более точный месяц и год построения Борисоглебска В.В.Самошкин обнаружил в книге сотрудника Московского архива министерства юстиции Иннокентия Николаевича Николаева «Материалы, относящиеся к истории Тамбовского края» и в государственном архиве Саратовской области.

В книге Николаева была помещена выписка из так называемого «Спорного дела Саввино-Сторожевского монастыря» с жалобами на незаконный захват земли под строительство города. Этот документ, а также указ патриарха Адриана от 2 июня 1698, хранящийся в госархиве Саратовской области, являются доказательством, как пишет В.В.Самошкин, что «наш город был основан где-то в первой половине или середине мая 1698 года» и далее продолжает: «… думается, очень даже возможно, что это произошло именно 15 мая – в день, когда Русская православная церковь отмечает память невинно убиенных древнерусских князей Бориса и Глеба».
15 мая 1998 года Борисоглебск вновь отмечал свое 300-летие, но теперь уже на законном основании.

Первоначально город занимал очень небольшую территорию: примерно южную половину нынешнего городского парка культуры и отдыха. Его описание дает в своей статье «Некоторые исторические и статистические сведения о городе Борисоглебске на р. Вороне Тамбовской губернии» (1853г.) помещик Борисоглебского уезда Христофор Петрович Козлов, который страстно интересовался Борисоглебской стариной: «старожилы еще помнят, что город был весь окружен лесом, и устроена была деревянная крепость с 5 башнями и 4 воротами, окопанная земляным валом…» В крепости располагались канцелярия, пороховой погреб, караульня, комендатура, соборная церковь и баня. Вокруг крепости, по мере роста населения, образовывались слободы: солдатская, станичная, подьячья и приворотная.  Подьячья и приворотная слободы быстро потеряли свое значение и слились в городском пространстве. Солдатская и Станичная слободы существовали самостоятельно до 1936 года, когда они юридически вошли в состав города. Слободы начинались к северу от крепости и представляли собой как бы одну улицу, которая тянулась с запада на восток. Улица проходила сразу за Казанской церковью (почти перпендикулярно нынешней Садовой). Её южная сторона называлась Станичной слободой, северная – Солдатской. В связи с ростом города Солдатская и Станичная слободы перемещались сначала в восточном направлении, затем в северном и южном. В конце XIX века они, наконец, заняли территории, которые в настоящее время борисоглебцы в обиходе именуют Солдатская и Станичная.

Если о дате основания города споры прекратились, то о времени переименования города «Павловск» на город «Борисоглебск» и причине этого переименования сведений пока не имеется. Известно, что еще осенью 1702 года город назывался Павловском, а в 1703 году он уже упоминался как «Борисоглебск» (Борисоглебск-на-Хопре).

Кстати, Борисоглебск пытались дважды переименовать. Первый раз в 1930 году на город «Колхозград», а второй – в 1935 году на город «Каманин». Бог отвел.
Долгое время (до 30-х годов XX века) «главными планировочными и визуальными доминантами Борисоглебска», как указывают в своем труде «Историко-культурное наследие Борисоглебской земли (Материалы Свода памятников Воронежской области)» (1998г.) А.А.Зайцева и Л.В.Кригер, были церкви, вертикали которых «акцентировали основные планировочные узлы, смысловые и функциональные зоны города. Поднимаясь над невысокой застройкой Борисоглебска, церкви определяли масштаб и компоновку улиц и площадей».

Первостепенными в городской панораме считались Успенская, Казанская и Преображенская церкви с их историческими площадями, сформировавшимися еще в XVIII веке.

Самой крупной в Борисоглебске считалась Сретенская церковь, которая была построена в 1901 году на Хлебной площади. Она как бы объединяла пространство площади и одноэтажную застройку близлежащих кварталов. На улице Большой (Свободы) находились кладбищенская церковь-часовня Иконы Божьей Матери и домовая церковь Александровской гимназии. В северной части города возвышалась Казанская церковь Солдатской слободы, почти напротив нее в южной части города стояли Знаменская церковь Станичной слободы и домовая церковь Иоанна Богослова (с колокольней и главкой) при железнодорожном училище. В восточной части находилась полковая церковь, расположенная почти на одной линии с церквями Успения и Сретения.

Несмотря на то, что церковные здания строились в разное время и различались по фасадному декору, всем церквям Борисоглебска, как и в целом церквям Тамбовской епархии, были присущи шатровые завершения.

Первая церковь, выстроенная в черте города (крепости) по указу Петра Великого в 1703 году, была названа «во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба». Она стала соборной, то есть главной церковью города и уезда.

В Российском государственном архиве древних актов хранится подлинный документ, который адресован митрополиту Рязанскому и Муромскому, где указан год строительства церкви и говорится о том, «что соборная церковь построена и церковная утварь в готовности, а к освящению антиминса к ним не послано.
И Великий Государь царь Петр Алексеевич всея России самодержец указал о посылке в тот новый город к освящению той соборной церкви освященного антиминса свой, Великого Государя, указ учинить в Патриаршем Казенном Приказе тебе, Преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому».
На этом документе есть резолюция: «Дать благословенные грамоты церкви строить и освятить и антиминсы выдать», а также отметка: «Даны».

Церковь была освящена в мае 1704 года в день памяти благоверных и невинно убиенных древнерусских князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Через год в штате церкви появилась должность дьякона.

Соборная площадь перед церковью стала местом общего сбора населения, проведения базаров и ярмарок.

В исторических документах, касающихся возникновения города Борисоглебска и строительства храма во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, одними из первых священнослужителей названы имена соборного попа Данилы Никифорова и дьякона Ирадиона Иванова.

В 1705 году соборный поп Данила Никифоров доносил монастырскому приказу о том, что порядка церковного в Борисоглебске и уезде не было.

Церковная безурядица заставляла прихожан города и уезда даже самим разыскивать и привлекать в свои храмы священнослужителей с разных сторон. Вот почему «ставленые и перехожие грамоты и явленные памяти» борисоглебскому духовенству выдавали то Воронежский митрополит Пахомий, то Рязанский митрополит Стефан, то митрополит Ставропольский Иоанникей, то архиепископ Коломенский Никита, то епископ Суздальский Игнатий и т.д.

В связи с тем, что церкви, которые были построены по письменной просьбе (челобитью) не платили дань, так как не были никуда приписаны, а другие церкви не платили потому, что они были построены по царскому указу, приходские дворы у этих церквей и часовен не были переписаны, а попы денег и пошлин никуда не платили, прикарманивая все доходы, Данила Никифоров предлагал приписать Борисоглебские церкви к Нижнему Ломову. Однако, начальник монастырского приказа боярин И.А.Мусин-Пушкин приказал попу самому собрать дань с церквей, «которые ею обложены, а у прочих церквей и часовен переписать приходские дворы, и церковные пашни, и сенные покосы, а опись представить в патриарший казенный приказ для обложения данью». На основании этого приказа Данила Никифоров становился как бы главным над всеми церковнослужителями города и уезда. Он также должен был ежегодно в первых числах декабря месяца привозить в Москву денежные средства и отчетные документы.

В 1705 году соборный поп Данила Никифоров доносил монастырскому приказу о том, что порядка церковного в Борисоглебске и уезде не было.

Церковная безурядица заставляла прихожан города и уезда даже самим разыскивать и привлекать в свои храмы священнослужителей с разных сторон. Вот почему «ставленые и перехожие грамоты и явленные памяти» борисоглебскому духовенству выдавали то Воронежский митрополит Пахомий, то Рязанский митрополит Стефан, то митрополит Ставропольский Иоанникей, то архиепископ Коломенский Никита, то епископ Суздальский Игнатий и т.д.

В связи с тем, что церкви, которые были построены по письменной просьбе (челобитью) не платили дань, так как не были никуда приписаны, а другие церкви не платили потому, что они были построены по царскому указу, приходские дворы у этих церквей и часовен не были переписаны, а попы денег и пошлин никуда не платили, прикарманивая все доходы, Данила Никифоров предлагал приписать Борисоглебские церкви к Нижнему Ломову. Однако, начальник монастырского приказа боярин И.А.Мусин-Пушкин приказал попу самому собрать дань с церквей, «которые ею обложены, а у прочих церквей и часовен переписать приходские дворы, и церковные пашни, и сенные покосы, а опись представить в патриарший казенный приказ для обложения данью». На основании этого приказа Данила Никифоров становился как бы главным над всеми церковнослужителями города и уезда. Он также должен был ежегодно в первых числах декабря месяца привозить в Москву денежные средства и отчетные документы.

В декабре 1705 года Данила Никифоров провел первую перепись церквям и часовням Борисоглебска и уезда.

За соборной церковью во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба числились: поповский, дьяконский, дьячковский, 4 подьяческих, 4 солдатских и станичных дворов, а также 20 четвертей земли в поле и 10 сенокосных копен.
Церкви было предписано платить дань за каждый двор (двор попа – 4 деньги, дьякона – 2 деньги, дьячка – 1 деньги и т.д.), за землю и сенокосные копны. Кроме этого церковь должна была платить и другие сборы под названием «заезда, десятильничего дохода, казенных пошлин».

Имеются различные сведения о том, что первая деревянная церковь во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, сгорела. Л.Г.Бредихина в книге «Здравствуй, град Бориса и Глеба» (2010г.) сообщает, что церковь сгорела в 1705 году. На сайтах «Русские церкви. Церковь Бориса и Глеба», «Церковь Бориса и Глеба» и др. сообщается о пожаре 1706 года, а на официальном сайте Борисоглебской епархии указан 1708 год. Хотелось бы знать, на какой (или какие) исторический документ (или документы) опираются авторы статей, говоря о пожаре.
Деревянная церковь во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба просуществовала до 1784 года. Затем она была перенесена на городское кладбище и после основательной перестройки начала свое служение как кладбищенская церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости».

На месте бывшего храма в 1792 году на средства прихожан была построена и освящена кирпичная соборная церковь во имя Успения Божьей Матери с приделом святых Бориса и Глеба.

В этом же году был открыт приход.

В начале XIX века церковь претерпела некоторые изменения: были пристроены колокольня и трапезная, тамбур входа в колокольню был оформлен в виде перспективного портала, фигурный купол с луковичной главкой украсил четверик храмовой части, в декоративной отделке фасадов появились элементы классицизма, вокруг церкви была поставлена металлическая ограда на кирпичном цоколе.

Город рос, появлялись новые улицы и площади. В 1852 году на Новособорной площади был построен и освящен Спасо-Преображенский собор, который вскоре стал главным городским храмом. (Спасо-Преображенский собор был сломан в 1950 году. На его месте был построен сельскохозяйственный техникум).

Утратив свой статус, церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы стала называться Старособорной Успенской церковью, а площадь – Старособорной.

По документам Тамбовской епархии в 1876 году в штате церкви числились 2 человека: настоятель (священник Василий Гурьевич Гурьев) и псаломщик. Церковным старостой c 1872 года был купец второй гильдии Любимов. Церкви принадлежало 25 десятин земли. Приход насчитывал 1255 человек. «По духовному завещанию» господина Колобова церкви было пожертвовано «40 десятин земли и 2 билета на сумму 657 рублей».

Через 23 года, в 1899 году, в Успенской церкви появился второй придел – левый, освященный в честь святого великомученика Дмитрия Солунского. В церкви служили протоиерей (вышеупомянутый священник Василий Гурьев, 56 лет), диакон (Василий Яковлевич Праздников, 41 год) и псаломщик (Александр Никифоров, студент семинарии). У причта было 25 десятин пахотной земли в 2-3 верстах от города и 40 десятин полевой в 40 верстах. 2/5 полевой земли сдавалось в аренду. Причтовый капитал составлял 8700 рублей.

В Тамбовских епархиальных ведомостях 1912 года дается следующее описание Успенской церкви: «Старособорная церковь г. Борисоглебска — самая древняя из всех церквей, основанная в 1792 году на месте деревянного собора во имя св. Бориса и Глеба, построенного по воле Петра Великого. В настоящее время Соборная церковь представляет из себя храм средних размеров, устроенный в виде креста с тремя престолами, — один в настоящей и два в трапезной. Благодаря исключительной заботливости церковного старосты, купца Семёна Владимировича Кочергина, старый собор г. Борисоглебска находится в хорошем состоянии и прекрасно украшен. На средства старосты был произведен капитальный ремонт всего храма: снаружи окрашены стены и крыша храма, внутри перемощены полы, стены расписаны художественной живописью. Утварь и ризница в храме богатые и имеются в большом количестве. При храме имеется церковная школа. Стоимость школьного здания до десяти тысяч рублей, построено оно тоже на средства старосты и содержится на средства его супруги Агриппины Александровны Кочергиной, которая является попечительницей школы. Количество учеников составляет более ста девочек».

Опись церковного имущества и метрические книги начали вестись в Успенской церкви только с 1867 года. А за 6 лет до этого, в 1861 году, тамбовский священник Георгий Васильевич Хитров в своем труде «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» перечислил основные священные реликвии, которые находились в храме: «царем Алексеем Михайловичем пожертвовано св. Евангелие (доселе сохраняющееся), печатанное при патриархе Никоне в 1657 году», «Петром Великим пожертвованы богослужебные книги, а для колокольни ее колокол в 7 пудов с половиною».

Старинное Евангелие от Матфея, выпущенное в 1657 году, в настоящее время хранится в Борисоглебском историко-художественном музее, но нет никаких данных, что именно это Евангелие подарено храму царем Алексеем Михайловичем, тем более, что в его царствование храма еще не существовало. Три богослужебные книги: «Триодь постная», «Триодь цветная» и «Минея праздничная» действительно находились в Успенской церкви.

Это подтверждает тамбовский краевед Н.Н.Ларин в своем труде «Краткий историко-археологический обзор Борисоглебского уезда» («Известия Тамбовской ученой архивной комиссии», № 58 от 11 ноября 1918 года). Он также пишет, что «Петр Великий прислал в дар единственному храму образ Бориса и Глеба, образ Скорбящей Божьей Матери, колокол в 5 пуд. и несколько книг… Для того, чтобы проверить основательность этого предания, я и отправился в Старый Собор, снял копию с церковной летописи Старособорной церкви, видел упомянутые образа и 4 книги». Далее он сообщает, что иконы были старинной живописи, но надлежащих надписей или грамот, подтверждающих этот дар, им обнаружено не было. Книги же, о которых писал Г.В.Хитров, продолжает Н.Н.Ларин, «не оставляют никакого сомнения в том, что дар сделан Петром Великим; в печатной надписи говорится, что книги дарованы по повелению Государя Петра I, с благословления патриарха Андриана и при Государе Цесаревиче Алексее Петровиче; что изданы они в Москве в лето от сотворения мира 7205г., от Рождества же 1697г. На книжных полях этих книг своего рода прошнуровка, заключающаяся в древней подписке, растянутой на несколько страниц. На некоторых книгах эту подпись я разобрал, но не все слова поддаются чтению: «...дана сия бо... Великаго Государя..., триод в новостроенный город Борисоглебск в соборную церковь..., Великаго Государя из приказа Казанского двора, а подписа сию книгу Казанскаго двора подъячий (.) ...Суровдов».

Об этом же свидетельствует историк Н.А.Ставровский, который также самолично видел эти реликвии.

После революции 1917 года светская и церковная жизнь в Борисоглебске начала стремительно меняться.

В 1929 году по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» стали закрываться церкви и изыматься церковное имущество.

Тамбовская епархия была полностью уничтожена. На ее территории не осталось ни одного действующего прихода. Борисоглебск входил в состав Тамбовской епархии с 1764 по 1928 годы.

В 1928 году город Борисоглебск и уезд были переданы во вновь образованную Центрально-Черноземную область с центром – городом Воронеж, в которой активно действовала с подачи новой советской власти религиозная обновленческая организация, именовавшая себя, как «Русская православная церковь». Ее основной задачей была борьба с Московской патриархией. В состав организации входило 12 обновленческих епархий, одной из которых была Борисоглебская.

Однако, не все церкви в этих епархиях, в том числе Борисоглебской, примыкали к обновленчеству. Но они первыми, с подачи «обновленцев» закрывались, а их служители становились жертвами доносов и предательства. Обновленческая организация была ликвидирована советской властью за ненадобностью в 1944 году.

До сих пор остается открытым вопрос о времени вхождения Борисоглебска в Воронежскую епархию. Архивные документы, проливающие свет на церковную жизнь в Воронежской области, в результате целенаправленного в 1930-е годы, и стихийного в 1917-1922 годы уничтожения со стороны государственных органов советской власти Воронежа не сохранились в полной мере. Участь закрытия не миновала и Успенскую церковь. Официальный сайт Борисоглебской епархии и прочие сайты считают годом закрытия церкви - 1937 год, возможно, связав эту дату с датой ареста последнего священника церкви. Борисоглебский краевед В.В.Самошкин считает, что церковь была закрыта уже в 1929 году, то есть в год выхода в свет постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях».

Однако, в каком бы году это не случилось, над церковью было совершено страшное кощунство: храм осквернили и разграбили, окна выбили, колокольню и купол снесли.
До сегодняшнего дня ничего неизвестно о судьбе святынь и реликвий Успенской церкви, не говоря уже о ее имуществе. И хотя в выше упомянутом постановлении 1929 года говорилось о том, что имущество всех молитвенных учреждений «является национализированным и находится на учете в исполнительном комитете районного, городского Совета депутатов трудящихся», на практике национализация и учет обернулись циничным грабежом. К сожалению, вряд ли мы уже узнаем, в каком направлении исчезли «национализированные и находящиеся на учете» финорганов Борисоглебского Совета рабочих и крестьянских депутатов бесценные иконы и книги? И только Евангелие каким-то чудом оказалось в Борисоглебской историко-художественном музее и поэтому сохранилось.

Трагическая участь постигла последнего священника церкви - отца Василия (Василий Николаевич Сергиевский). Он был арестован в 1937 году и скончался в заключении 4 августа 1939 года. Интересен тот факт, что его жена - матушка Мария была дочерью протоиерея Василия Гурьевича Гурьева, который, не меняя местоположения, около 40 лет служил настоятелем сначала в храме во имя святых Бориса и Глеба, а затем в Староуспенской церкви.

Так как Успенская церковь, которую в народе помнили и называли церковью Бориса и Глеба, стояла на историческом месте, откуда начинался город Борисоглебск, в 1983 году решением Воронежского облисполкома она была объявлена объектом исторического и культурного наследия областного значения. В церкви заложили кирпичом окна, здание закрыли высоким дощатым забором, а затем его превратили в склад стройматериалов.

1995 году статус церкви, как объекта исторического и культурного наследия, еще раз был подтвержден постановлением администрации Воронежской области. К этому времени от Успенской церкви остались только стены четверика храма, трапезной и первого яруса колокольни. Крыши не было, полностью были разрушены алтарь и колокольня. Своды трапезной части от обрушения спасали только корни деревьев, которые к тому времени выросли уже большими.

Возрождение Борисоглебских храмов началось в 90 годы ХХ столетия. Среди многих жителей города неистребимым оказался дух купечества и меценатства. Первой была восстановлена и открыта Никольская церковь, затем – церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. По городу стала упорно ходить легенда о том, что Борисоглебск вновь обретет свое покровительство лишь тогда, когда будет возрожден храм во имя святых благоверных русских князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Легенда перерастала в уверенность. Автор этой статьи сама слышала ее от директора Борисоглебского историко-художественного музея Ю.А. Апалькова и других жителей города.

Приближалось 300-летие Борисоглебска.

Глава города Борисоглебска и Борисоглебского района Валерий Александрович Лебедев инициировал создание комиссии по восстановлению храма, который борисоглебцы уже называли церковью русских святых Бориса и Глеба. Вывод комиссии был удручающим: восстановление невозможно… или почти невозможно. Этого «почти» стало достаточным, чтобы начать возрождение. Восстановительные работы возглавлял Вячеслав Иванович Сердюк.

15 мая 1998 года, в день празднования 300-летия Борисоглебска, вокруг стен возрождающегося храма во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба состоялся первый крестный ход.

В 2004 году здание храма было передано Борисоглебскому благочинию.

В 2009 году в церкви были восстановлены три придела: центральный - в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба; правый — в честь Успения Пресвятой Богородицы и левый — в честь великомученика Димитрия Солунского.

6 августа 2009 года в приделе храма в честь Успения Божьей Матери была совершена первая Божественная Литургия.

С декабря 2013 года город Борисоглебск вместе со всеми православными храмами Борисоглебского городского округа вошел в состав образованной Борисоглебской епархии Воронежской митрополии Московского Патриархата.

Настоятелями церкви во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба были священник Андрей Черницын, протоиерей Стефан Домусчи и иерей Игорь Семенов, каждый из которых внес свою лепту в ее строительство.

С 2015 года настоятелем храма является иерей Александр (Ткачев).

Работы по восстановлению храма продолжаются, но уже сегодня церковь во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба имеет свой неповторимый облик.

Л.Новикова, 2018г.

Новости на Блoкнoт-Борисоглебск
1
0