Борисоглебск Вторник, 07 мая
Общество, 08.05.2018 08:50

Из школы — на войну

Из школы — на войну

В Великой Отечественной войне участвовали педагоги Костино-Отдельской школы, ушедшие воевать в лихолетье, рассказала учитель истории, краевед Мария Берестнева.

Военные годы школы

— Перед Великой Отечественной войной население Костино-Отдельца составляло около 12 тысяч человек, — рассказала Мария Ивановна. — В школе к 1939 году учились приблизительно 1560 человек. Директором был Николай Иванович Зайцев.

В школе преподавали 60 педагогов, которые обучали детей в две смены, в пяти зданиях. В классах было более тридцати учащихся. Учителей сельской местности до 1939 года в армию не призывали, но после по приказу наркома обороны начали призывать и их.

Из Костино-Отдельской школы призвали на фронт 12 педагогов мужчин и одну женщину. Четверо из них погибли на полях сражений.

В конце 1941 года в школу пришли работать три учителя-инвалида войны В военные годы школой руководила Мария Демидова. Великая Отечественная война застала студентку четвертого курса Смоленского педагогического института в пионерском лагере, где она работала вожатой. Вместе с другими её эвакуировали в тыл, и она оказалась в селе Костино-Отделец.

— Здесь Мария Васильевна впервые переступила порог класса, как учительница, — рассказала Мария Берестнева. — С тех пор её жизнь была связана со школой и воспитанием детей. С июля по ноябрь 1941 года она работала вожатой в Костино-Отдельской школе. С 15 ноября 1945 года стала работать учителем физики. Она играла на музыкальных инструментах, руководила кружками.

В марте 1942 года Мария Демидова возглавила школу, а через год её перевели в Козловскую среднюю школу, где она работала до выхода на пенсию. В 1966 году ей присвоили почётное звание Заслуженного учителя РСФСР.

В 1942 году был первый выпуск учащихся средней школы — 35 человек. Аттестаты зрелости стали выдавать в 1944 году. Всё военное лихолетье педагоги вели уроки, а в это время на фронтах шли бои, и сельские учителя воевали достойно.

Вместо парты — работа в колхозе     

— Осенью 1941 года многие дети не пошли в школу, — вспомнил былые годы выпускник 1947 года Виктор Щербатых. — Правда, уже на следующий учебный год они стали возвращаться к учёбе. Их почему-то в Костино-Отдельце называли «отсев». В 5 классе классным руководителем была преподаватель русского языка и литературы Гончарова, спокойный выдержанный человек. Она была очень добрая и детей учила быть такими, помогала всем. Учитель организовала выпуск стенной газеты, которая выходила каждый месяц. В ней рассказывали об учёбе и даже немного о колхозной жизни .

С весны по осень школьники вместе с учителями работали в поле, внося свой вклад в победу над врагом на трудовом фронте.

— Осенью работали два месяца, убирали свёклу. В конце октября приходили в школу, немного учились перед осенними каникулами. Начиная с лета 1943 года, все мальчики с 15 до 17 лет в обязательном порядке возили зерно в Терновку как обязательную госпоставку. Если были лошади, возили на них, но с начала войны большинство лошадей взяли в армию, и детям приходилось возить зерно на быках, — поделился воспоминаниями выпускник 1949 года Василий Косолапов.

К концу войны многих подростков брали на обучение в разные города в ФЗУ на специальности: токарь, слесарь, столяр. Молодых женщин направляли на освобождённые от немцев территории, на восстановительные работы. Никаких увеселительных мероприятий не было, клуб в войну был закрыт.

В 1945 году после уборки свёклы сельсовет дал девятому и восьмому классам по овечке, чтобы отпраздновали завершение осенних работ. Общались дружно, никто никого не обижал, так как завидовать было нечему, все были почти в одинаковых условиях.

— По воспоминаниям учеников в школе были хорошо организованы уроки физкультуры, — рассказала Мария Берестнева. — Ещё в 1943 году появился военрук Власов Дмитрий Алексеевич, он же и преподавал физкультуру. Дмитрий Алексеевич был родом из Тагайки. Пришёл с войны в звании сержанта, с многочисленными ранами.

Детей приучали к спорту

Около школы было место для спортивного городка, имелась перекладина, и высокое сооружение в виде футбольных ворот, высотой около четырёх метров. К высокой перекладине, на этих воротах подходили две лестницы, одна вертикально, другая горизонтально под углом примерно 45 градусов.

Для девочек старших классов помимо вольных упражнений, которые надо было отрабатывать хорошо, существовали ещё упражнения по вертикальной лестнице — подняться как можно выше.

— Многие пищали, но поднимались до самого верха — это была пятёрка, если из-за страха поднимались не высоко, и оценка была ниже, а мальчикам надо было подняться до самого верха по наклонной лестнице, но на каждую перекладину рука опускалась или хваталась только одна, если обе руки ложились поочерёдно, то была только четвёрка, — рассказал Виктор Щербатых. — Были у нас два мальчика, сильные, хлеба кушали досыта, то они половину наклонной лестницы одолевали так: висели на перекладине, затем рывком одновременно двумя руками хватались за следующую перекладину и так далее, но это были наши чемпионы.

Военрук выстраивал ребят в две шеренги, и начинались упражнения. Когда заканчивался учебный год, педагог добивался, чтобы мальчики и девочки могли их продемонстрировать. Два года зимой в школе была лыжная подготовка. Учителю где-то удалось достать лыжи, и ребята катались около школы, по улицам, совершали прогулки в лес.

— С 1941 года в школе работала Анна Васильевна Волкова, завуч по начальным классам, — рассказала Мария Берестнева. — Она хорошо помнила, как в декабре 1944 года провожали из школы на фронт четырёх учащихся из девятого класса, а десятому классу дали возможность окончить школу.

Петрру Гребёнкину, Владимиру Пронякину, Анатолию Стукалову, Николаю Харину устроили торжественные проводы.

— Удалось проследить послевоенную судьбу Гребёнкина Петра, благодаря его сестре Волковой Анне Васильевне, — рассказала Мария Берестнева. — Он окончил военное училище, после войны попал на один из Берлинских аэродромов, где работал авиатехником. Всего в армии прослужил 6 лет. Вернулся домой. Завершил обучение в школе. Поступил в военно-техническое училище в Киеве, высшее инженерное училище и всю свою жизнь посвятил авиации.

Учащиеся Костино-Отдельской школы в свободное от учёбы и работы в колхозе время, вязали варежки, перчатки, носки, шили и вышивали платки, писали письма и посылали посылки на фронт. Учитель начальных классов Люся Чередько переписывалась с бойцом и вышла за него замуж.

— Дети играли, пели, как будто и не было войны, а она была рядом, в Воронеже, с Украины гнали скот, проходили солдаты, — поделился воспоминаниями Виктор Щербатых.

— В войну судьбы учителей были неотделимы от судеб детей, — сказала Мария Берестнева. — Костино-Отдельская школа воспитывала в своих учениках человечность, порядочность, доброту. Учителя не считались ни со своим временем, ни со своими проблемами. Они всех себя отдавали работе, оставляя в каждом ребёнке частичку души и сердца. Я считаю, что они — лучший образец отношения к своему нелёгкому делу.

Лия Заболотская

Новости на Блoкнoт-Борисоглебск
0
0