Борисоглебск Вторник, 23 апреля

150 лет назад в Борисоглебск прибыл первый поезд

150 лет назад в Борисоглебск прибыл первый поезд

Юбилей нашей железной дороги. Кто вспомнит? 

Дата, которая изменила город и дала огромный толчок к развитию.

4 декабря 1869г. - прибыл первый поезд из Грязей в Борисоглебск по Грязе-Царицынской железной дороге. Ровно 150 лет назад.

Благодаря железной дороге город получил толчок к развитию. Резкими темпами пошла вверх промышленность и торговля. По темпам развития мы тогда опережали даже Липецк.

Борисоглебское земство, добиваясь разрешения на строительство железной дороги, подыскивало подрядчика. В качестве такового выбрали товарищество в составе генерал-майора Казакова, купца 1 гильдии Губонина, инженеров Садовского и Павлова – строителей Орловско-Витебской магистрали.

Для заведования делами земство сформировало временное правление, приступившее к исполнению своих обязанностей 1 мая 1868 года. Правлению предстояло первоначально выполнить 2 задачи: разработать устав Общества и заключить договор на строительство с подрядчиком.

Устав уже 14 июня представили на утверждение правительству, а 30 июня заключили контракт со строителями.

По условиям заключённого контракта строители обязывались сдать дорогу к 21 сентября 1870 года. Причём не только выполнить строительные работы, но и осуществить поставку всей необходимой техники, оборудования, инвентаря. Они же обязались внести правительству залог в 400 тыс. руб.

Работы по прокладке новой железной дороги закипели в начале мая 1868 года. Наивысших темпов достигли летом и осенью следующего года, а 25 ноября 1869 года была назначена правительственная комиссия по освидетельствованию построенной дороги.

Выводы комиссии были положительными. Она отметила не только быстроту и хорошее качество выполненных работ, но и превышение их объёма по сравнению с требованиями концессии и техническими условиями, без удорожания общей стоимости.

На станции Борисоглебск, вместо деревянного вокзала стоимостью 39 тыс. руб., был построен трёхэтажный каменный, оценённый в 200 тыс.

На станции Грязи дополнительно к проектному решению, предусматривающему соединение со станцией Козловско-Воронежской железной дороги (ныне станция Грязи-Воронежские), была построена соединительная ветвь стоимостью 110 тыс. руб. к оконечной станции только что сданной Елецко-Грязской дороги (ныне станция Грязи-Орловские) протяжённостью более 3 км и путепроводом над существующей линией. За счёт этого общая длина новой дороги составила более 212 км, а также 28 км запасных и разъездных путей.

Были отмечены и недоделки, которые не сочли препятствующими открытию движения. Требовалось закончить поставку подвижного состава и оборудования больших мастерских, завершить строительство вокзала в Борисоглебске, добить на некоторых участках дополнительные костыли крепления рельсов. Часть недоделок дорога бралась устранить самостоятельно, уменьшив окончательную цену при расчёте с подрядчиком на соответствующую сумму.

Комиссия 1 декабря, то есть на 292 дня раньше предусмотренного контрактом срока, дала разрешение на открытие движения.

Однако, учитывая наступившую распутицу и бездорожье, препятствующие подвозу грузов, правление решило начать пассажирские перевозки 4 декабря, а грузовые через 8 дней после этого.

При строительстве вырублен лес и произведено корчевание пней на длине 23,5 км, выемка грунта составила 6,7 млн куб. м. Уложено 302 тыс. шпал, 150 стрелок. Устроено 84 переезда. На новой дороге построено 10 пассажирских зданий, в том числе 1 каменное 1-го класса, 3 паровозных и 2 вагонных сарая, 2 мастерские, 5 паровозных и 4 вагонных поворотных круга, 11 казарм, 128 сторожевых домов. На станциях – 4,7 км платформ, в том числе 2,5 км пассажирских.

Подвижной состав состоял из 6 пассажирских и 24 товарных паровозов, 60 пассажирских и 600 (из них 450 крытых) товарных вагонов. В числе пассажирских вагонов – 4 первого класса, 4 – смешанных, 12 – второго класса.

На каждой станции в здании имелись залы для пассажиров, то есть оно совмещало в себе вокзал и контору.
Во входном зале станции 3-го класса было 4 дубовых скамьи. В отдельном зале для пассажиров 1 и 2 класса был 1 дубовый, крытый волосяной материей диван; 2 кресла; 6 стульев; зеркало с дубовой консолью; умывальник; ватерклозет. Имелась дамская комната с дубовым диваном, зеркалом и 2 стульями.  Пассажирские залы освещали 6 бра, а снаружи 24 светильника. В оснащение входил ящик с лекарствами.

На станции 2-го класса залы, а также количество мебели были больше. Скамьи крыты бархатом, устраивался дубовый с мрамором буфет. Появлялся отдельный зал 3-го класса с 6 скамейками и деревянным буфетом, второй ватерклозет. Число бра увеличивалось до 10, освещение дополняли 10 настенных ламп. Снаружи размещалось 40 фонарей.

Ещё в сентябре 1869 года были начаты переговоры с Козловско-Воронежской дорогой об использовании её вокзала на станции Грязи, 30 июня 1870 года достигнуто соответствующее соглашение. Таким образом, пассажирам не требовалось переходить пешком или переезжать на лошадях внутри одного посёлка между станциями 2 разных дорог.

Структура основных затрат при сооружении новой дороги была следующей. Изыскания составили 5,5%, земляные работы – 14%, рельсы, шпалы и балласт – 17%, мосты и трубы – 6%, устройство станций – 9%, подвижной состав – 11% от номинальной стоимости акционерного капитала.В острой конкурентной борьбе Борисоглебское земство добилось утверждения новой концессии уже на Грязе-Царицынскую дорогу, в которую Грязе-Борисоглебская вошла в качестве отделения.

В 1870 году по дороге перевезено 108 тыс. пассажиров и 113 тыс. тонн грузов. Прибыль составила 132 тыс. руб. Это потребовало предоставления земством ссуды для выполнения гарантированных обязательств по доходности акций.

Предполагая это, ещё в сентябре 1869 года земство договорилось со строителями дороги о том, что они примут на себя эти обязательства с условием возмещения затрат с начётом 6% в год после открытия движения до Волги. Прогнозировалось, что доходы резко возрастут из прибыли новой дороги. Ссуды предоставлялись и в несколько последующих лет, а полностью были погашены дорогой только в 1891 году.

Строительство дороги от Борисоглебска к Волге продолжалось. Движение на следующем участке до Филоново (103 версты) открылось 26 декабря 1870 года, до Царицына (ещё 290 вёрст) – 25 июля 1871 года.
После слияния с ней 15 июня 1893 года Козлово-Воронежско-Ростовской образовалось новое акционерное общество – Юго-Восточных дорог. Тогда же ему в аренду были переданы Орловско-Грязская и Ливенская, ставшие к тому времени казёнными, железные дороги.

Александр Мураев

Новости на Блoкнoт-Борисоглебск
0
0