Борисоглебск Четверг, 18 апреля
Общество, 14.02.2018 11:10

Меньше ВУЗов − хороших и разных

Меньше ВУЗов − хороших и разных

В 2015 году Российское правительство одобрило федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы, а премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил Концепцию развития образования на 2016-2020 годы. В программе планируется, в течение пяти лет сокращение филиалов ВУЗов на 80%, а число самих институтов и университетов − на 40%.

Декларируемые цели реформы высшей школы − доступность качественного образования и адаптация вузов к запросам рынка труда, но настораживает то, что достигаются они за счет сокращения вузовской сети и преподавательского состава. И совсем не понятно, как сокращение университетов и их филиалов взаимосвязано с задачами доступности высшего образования для россиян?

По утверждению исследователей высшей школы экономики, сейчас около 10% (30 тысяч) бюджетных мест не отвечают интересам абитуриентов. Минобрнауки, проанализировав ситуацию, решило с таким положением вещей бороться. Главный инструмент борьбы напрямую связан с созданием комиссий, которые, путешествуя по городам и весям, призваны обнаруживать недостатки ВУЗов, с целью свести число таковых к удобоваримой цифре. Цели само собой, заявлены благие – повышение качества высшего образования в стране и оптимизация бюджетных расходов.

В тоже время, если взглянуть на начавшийся процесс непредвзято, то иногда возникает ощущение, что «прореживание» образовательных учреждений не всегда проводится в соответствии с поставленными целями.

Тем не менее, аттестационный марш-бросок запущен. Комиссии с завидным задором ринулись в бой, а аттестация образования, между тем, превратилась в состязание между ВУЗами низшей лиги из российской глубинки, в то время как наиболее сильные университеты выходят победителями, даже не участвуя в этой гонке. Такая особенность соревнования между ВУЗами обесценивает его смысл и сужает пространство образования. Но авторов процесса явно мало волнует такая выборочная модернизация, грозящая катастрофическим уровнем падения образованности среди населения.

Недавно исследователи НИУ ВШЭ заявили, что в стране сильно уменьшилось количество гуманитариев. Реальный спрос на гуманитарные специальности оказался на 40 тыс. мест выше, чем предлагают вВУЗы. Однако в Минобрнауке неожиданно принимается решение о ликвидации педагогических вузов.

Один из примеров – педагогический институт с почти 80-летней историей второго по величине города Воронежской области – Борисоглебска. Несколько лет назад он прекратил своё существование, как самостоятельный ВУЗ. В Министерстве образования решили, что педагогов вполне можно готовить и на базе филиала Воронежского государственного университета. Вариант, как таковой, не так уж и плох − возникла возможность привлечения профессорско-преподавательского состава головного ВУЗа, возможность улучшения материальной базы, внедрения инновационных технологий преподавания. Но, в 2017 году в бывший БГПИ (теперь уже Борисоглебский филиал ВГУ) нагрянула очередная комиссия, по решению которой аккредитация учебного заведения по профессиям педагогической и психологической направленностей была приостановлена.

Одной из причин прекращения аккредитации была названа низкая публикационная активность профессорско-преподавательского состава в научных изданиях. Мало оказалось в региональном ВУЗе Ушинских и Сухомлинских, многих оптимизировали за последние годы, вот и с публикациями незадача. А то, что Борисоглебский пединститут много лет является системообразующим учебным заведением для нескольких десятков районов и прилегающих областей, в расчет не берется. Сегодня старейший ВУЗ региона,

который за десятилетия своей деятельности подготовил тысячи высококлассных педагогов, трудящихся на всех широтах страны, фактически поставили на грань закрытия.

Предпринимая такие шаги, чиновники даже не задумываются, что для многих выпускников школ ВУЗы в районных городах – это доступность высшего образования, прежде всего для детей из малообеспеченных семей. При существующем уровне жизни большинства населения, многие родители не в состоянии обеспечивать обучение детей в больших городах, требующее немалых расходов. К тому же это дополнительные рабочие места в самом городе, создание перспектив для молодежи. Ведь вряд ли при закрытии высших учебных заведений в провинциях, туда удастся заманить специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.

Хотелось бы надеяться, что чиновники от образования вникнут в ситуацию и поймут, что учебные заведения в российской глубинке нужно не закрывать, а модернизировать, проводить работу по улучшению качества образования, помогать внедрять новые технологии, привлекать на работу преподавателей и не в последнюю очередь достойной заработной платой.

И тогда вопрос − почему пустеет провинция? − уже не будет столь актуальным.

Дарья Пименова



Новости на Блoкнoт-Борисоглебск
0
0